×

Интервью с Екатериной Толдоновой

15/08/2023
Интервью с Екатериной Толдоновой

Интервью

Текст и фото Людмилы Обуховской

Екатерина Толдонова: «Кино – это судьба»

Любители мелодрам, комедий, боевиков знают яркую характерную актрису по фильмам и сериалам, среди которых «Классик», «Мушкетеры Екатерины», «Черная комната», «Новогодние сваты», «Беспокойный участок». Но успешная карьера не помешала вдруг резко поменять амплуа − перейти в неигровое кино, где ее, ставшую сценаристом и режиссером, ждал не меньший успех. Достигла такого признания и авторитета у коллег, что ее приглашают в жюри престижных кинофестивалей!.. О поворотах судьбы мы поговорили с Екатериной Толдоновой в Крыму, где она возглавляла документальное жюри Всероссийского кинофестиваля «Человек, познающий мир».

– Вас невозможно представить в другой профессии − вы и кино давно неразделимы. А почему не сразу к нему пришли, Екатерина?

- Да, кино – это судьба, и от нее никуда не денешься. Но была попытка пойти по стопам родителей-историков: получила диплом Саратовского университета. А потом поняла: мне интересно другое занятие, и вторым вузом стал Саратовский театральный институт, актерское отделение. Какое-то время выходила на сцену Саратовского театра драмы. Потом был ВГИК, сначала мастерская игрового кино. Снималась в игровых фильмах, у хороших режиссеров, с прекрасными актерами. Попробовала себя и в режиссуре − сняла короткометражный фильм «Дуэль» о фехтовальщиках. Потом в соавторстве с мужем Геннадием Каюмовым, который, кстати, тоже окончил актерское отделение ВГИКа, написали сценарий, и получилась полнометражная картина «Государыня и разбойник» о Екатерине Великой и Емельяне Пугачеве. Фильм отмечен призами многих фестивалей.

– Обратила внимание: начинается фильм словами немецкого философа Иммануила Канта о справедливости как высшей ценности в обществе, а заканчивается словами Екатерины Великой о значении Крыма для России. Очень символично, а ведь он вышел задолго до воссоединения Крыма с Россией. Специально сделан такой акцент?

– Безусловно. У нас ведь после распада страны душа болела за крымчан, оказавшихся оторванными от исконной своей родины. Как историк не могла не подчеркнуть отношение императрицы к Крыму, а как гуманист – милость, проявленную государыней к бунтарю. По ее распоряжению Пугачев скончался не в страшных муках: палач, вопреки требованию судебной коллегии Сената, сначала отрубил ему голову, а потом уже четвертовал. Екатерина первой назвала присоединенный ею к России полуостров лучшей жемчужиной в короне Российской империи.

– Успех в игровом кино должен был вдохновить, но вы, оставив и актерство, и режиссуру в нем, стали заниматься кинодокументалистикой. Почему?

– Во-первых, фундаментальное историческое образование дает о себе знать. Во-вторых, документальное кино – наиболее острое, актуальное. Через него говоришь с обществом, и общество говорит с тобой. Я поняла: именно это мне интересно. К тому же неигровым кино стал заниматься и муж. Первой моей работой был сериал о разведке для чешского телевидения. Военно-патриотическая тема стала абсолютно моей. Очень интересно работать в архивах, восстанавливать события. В девяностые годы, когда начинала, это было очень востребовано: активно рассекречивались документы… Классическая, чистая кинодокументалистика стала моим делом. Неигровое кино живо реагирует на вызовы, которые брошены нашей стране. Сейчас снимается много фильмов о возрождении России. Каждый ищет свою интонацию, рассказывая о происходящем. Документальное кино в отличие от телевизионного передает события через осмысление, а не просто как новости.

– Расскажите о работе над фильмом «Последний адмирал Советского Союза» о командующем Черноморским флотом Игоре Касатонове. Картина стала призером нескольких фестивалей, включая всероссийские «Золотой Витязь», который проходит в Севастополе, и «Человек, познающий мир» в Симферополе.

– Наша команда студии «Юпитер XXI» очень увлеченно работала над созданием образа легендарного адмирала, благодаря которому после распада страны был сохранен Черноморский флот в составе Вооруженных Сил Российской Федерации. Мы с Геннадием написали сценарий, его режиссура; продюсер – Александр Герасимов, сопродюсер и оператор – Валерий Рябин. Знакомство с этим легендарным, мудрым человеком, выдающимся военачальником – настоящий подарок судьбы. Нам очень дороги и зрительский успех, и награды, полученные на разных кинофестивалях, среди которых и Гран-при, и призы зрительских симпатий. Они свидетельствуют о том, что образ, созданный на экране, соответствует личности нашего современника, для которого честь и достоинство русского воина незыблемы.

– Как вы с Геннадием выбираете темы для фильмов?

– Снимаем только о том, что обоих волнует. Мы оба ушли в документальное кино, потому что не чувствовали время в игровом. Именно документальное дало нам ощущение единения со зрителями, открыло актуальные темы. Геннадий очень талантливый человек, работать с ним одно удовольствие.

– Вы сразу нашли общий язык в кино, без споров?

– Сначала шли параллельно. Даже не показывали друг другу свои работы. Все изменилось с фильма «Солдаты спорта», который сняли после большего перерыва, связного с рождением младшего сына. Впервые поработав вместе, словно вдохнули глоток свежего воздуха, поняли, как нам легко и комфортно в творческом тандеме. Теперь нас невозможно разъединить. Мы очень точно понимаем, кто из нас что лучше делает, достигли разумного баланса. Я фанат своего мужа. Он для меня гений абсолютный. Я с ним не спорю. Бывают какие-то вкусовые нюансы, но это не влияет на драматургию.

– У вас уже, наверное, много фильмов?

– За количеством не гонимся. Делаем по ленте в год. Каждая новая картина должна быть настолько другой, чтобы удивила, поэтому мы в постоянном поиске. Есть режиссеры, которые любят разрабатывать одну тему, но это не для нас.

– Основные темы военные, патриотические?

– Так было. А недавно получили грант Министерства культуры на фильм о молодом музыканте. Новая эпоха выдвигает на первый план молодого героя. С молодежью надо говорить по примеру ровесников − современным языком.

– Крым остается вашей съемочной площадкой?

– Вне всякого сомнения. Здесь столько тем! К тому же мы этот замечательный край очень любим, даже живем теперь на два города − Москва и Ялта. Еще до спецоперации начали снимать фильм о роли женщины на войне, героини которой − крымчанки. Рабочее название – «Война. Женский род». Снимали в Симферополе, Севастополе, Евпатории, Керчи, Феодосии. Фильм − о советских женщинах-военнослужащих, которые подлежали безжалостному истреблению, о чем говорят материалы Нюрнбергского процесса, в которых есть показания, как инструктировали солдат вермахта перед нападением на Советский Союз: «Если вы по пути встретите русских комиссаров, которых можно узнать по советской звезде и русских женщин в форме, то их немедленно нужно расстреливать». Наш фильм − попытка разобраться и понять, откуда у фашистов такая ненависть к советским женщинам? «Война» в русском языке − слово женского рода. И «победа» женского рода. Когда-нибудь будет поставлен памятник, посвященный подвигу советских женщин. Родина-мать позвала их на борьбу, и они отдавали за нее свои молодые жизни. Второй фильм «Гилёв» снимаем в Ялте. Это рассказ о том, как спорт, война, травмы, победы, пытки, допросы, издевательства переплелись в судьбе нашего героя Бориса Гилёва, в один момент потерявшего родину, друзей, соратников, учеников. Но он не сломался, все преодолел и встал в строй. Живя в Ялте и тренируя детей, он не прерывает связи с родиной – Донбассом. Это очень важная для нас тема: Крым – передний край обороны. Оба фильма находятся в стадии завершения.

– Время диктует не только темы, но и поиски нового киноязыка?

– Без этого невозможно. Режиссер должен чувствовать время. Нельзя делать фильм как в семидесятые, восьмидесятые, девяностые годы. Поменялись герои, вкусы. Чтобы люди вернулись в кинотеатры, с ними надо говорить современным языком. Зрителю надо сказать что-то такое, чтобы он, выйдя из зала, подумал: это же про меня! Задумался над тем, что говорит режиссер. Частенько бывает так: фильм хороший, но нет внятности − что хотел режиссер этим фильмом донести? Конкретно тебе, твоему соседу, другу. Просто фиксация жизни не может тронуть. Режиссура настоящая получается у того, кто знает, что хочет сказать и умеет. А есть что сказать, когда к образованию добавляется опыт, когда чувствуешь современность, потребность зрителя. Когда в душе накопилось столько, что удержать уже не можешь, должен этим поделиться. Настоящий фильм – это высказывание. Отечественное документальное кино должно пробуждать интерес к родной стране у молодежи, стимулировать изучение ее истории и культуры.

– Всегда ли удается реализовать задуманное на сто процентов?

– Каждый фильм как ребенок: он задумывается одним, вынашивается другим, рождается третьим, а в мир выходит четвертым. Процесс создания – сугубо интимный, необъяснимый. Мне хочется всегда что-то переделать, поэтому я свои фильмы не смотрю даже на фестивалях. Представлю − и выхожу из зала. Но после просмотра непременно возвращаюсь, чтобы увидеть глаза зрителей, которые говорят больше слов, и ответить на вопросы. Обратная связь нужна непременно!

– Но эта обратная связь происходит лишь на фестивалях, где только и можно посмотреть неигровые картины. Разве этого достаточно?

– Нет, конечно. Поэтому стремимся как можно больше проводить встреч в школах, вузах, в разных аудиториях, а не только в кинотеатрах. В том числе и во время кинофестивалей. На телевидении кроме ток-шоу и сериалов ничего не показывают, за редким исключением на канале «Культура». Это колоссальная проблема и тормозит культурное развитие нации в глобальном понимании. Исправлять ситуацию, на мой взгляд, надо с регионального телевидения, показывать лучшее − фильмы-призеры.

– Вы участвуете в кинофестивалях в разных регионах, представляя свои фильмы, оценивая работы коллег в жюри. Растет ли, на ваш взгляд, востребованность документального кино?

– В разных регионах по-разному. Растет там, где руководители хотят видеть людей культурными, понимающими приоритет развивающего кино перед развлекающим. Поддерживают фестивали документального кино, как, скажем, в Екатеринбурге, где уже 33 года исполнилось фестивалю «Россия». Там просто золотой зрительский фонд! В Москве на документальные фильмы ходят постоянные зрители. Они знают режиссеров. Мир кинодокументалистов очень маленький. Фестивали открывают новых его «обитателей». Среди них и «КрымДок», и прочно обосновавшийся в Крыму «Человек, познающий мир». Они с каждым годом все популярнее не только у кинематографистов, но и у зрителей. Но им нужна серьезная поддержка государства. Здесь встречаются постоянные участники и дебютанты, учатся друг у друга. Каждая программа уникальна! Огромный охват регионов, тем. Открываются новые подающие надежду звезды. Радуюсь тому, как молодые чувствуют время. Они смелее нас, у них нет комплекса академизма. Они не теряются рядом с мастерами, совсем наоборот – могут дать фору в чем- то. Понимание руководством республики значения этих фестивалей для всестороннего развития крымчан пробудит интерес к документальному кино. Так же и в других регионах.

– Для вас, состоявшегося режиссера, важны призы?

– Они всем важны, ведь главное для творческого человека – признание. Приз – это свидетельство того, что смог неординарно раскрыть тему, найти героя и представить его так, как можешь только ты. Приз – это праздник. Призы нужны и мастерам, и дебютантам. Главное, чтобы давали по заслугам.

– Для вас, состоявшегося режиссера, важны призы?

– Они всем важны, ведь главное для творческого человека – признание. Приз – это свидетельство того, что смог неординарно раскрыть тему, найти героя и представить его так, как можешь только ты. Приз – это праздник. Призы нужны и мастерам, и дебютантам. Главное, чтобы давали по заслугам.

Ссылка на газету СК-Новости с интервью



Возврат к списку